Водолазы России. История. Портовые и корабельные водолазы.

К началу XX в. в водолазной службе Военно-морского флота России сформировались, по крайней мере, две структуры обеспечивавшие подводные работы на флоте - портовые водолазы и корабельные водолазы.

Портовые водолазы находились в структуре портовых служб и выполняли достаточно широкий круг работ - от обслуживания находящихся в порту кораблей до судоподъема в зонах своей ответственности. Впервые упоминание о портовых водолазах появилось в официальном издании Военно-морского флота России «Морской сборник» в 1848 г. в связи с подъемом затонувшего в Новороссийске на глубине 12 м тендера «Струя».

Корабельные водолазы были введены в состав экипажей кораблей в 1861 г., и их главной задачей было осуществление ремонта кораблей на плаву, без постановки в док. Особенно важную роль в деле поддержания боеготовности кораблей флота водолазы играли во время заграничных походов. Командующий эскадрой вице-адмирал З.П. Рожественский исключительно высоко оценил работу корабельных водолазов — выпускников Кронштадтской водолазной школы, выполнивших ремонт винторулевой группы крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд» во время перехода 2-й Тихоокеанской эскадры с Балтийского моря на Дальний Восток во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. По водолазным работам в начале XX в. архивных материалов практически нет и лишь немногие фото являются почти единственным источником информации как о самих водолазных работах, так и об используемом снаряжении.

В частности, на этом снимке водолаз одет в снаряжение отечественного производства. Шлем выпушен Адмиралтейскими ижорскими заводами. Шлем явно новый, хотя год выпуска на клейме на манишке и не читается.

Рубаха, судя по маркировке, также российского производства. В самом начале 1900-х гг. водолазные рубахи выпускали несколько предприятий в Петербурге и одно — в Риге. Про помпу сказать ничего нельзя, однако, поскольку в каталоге продукции Адмиралтейских ижорских заводов помпы присутствуют, можно предположить, что и помпа — российская.

В гражданской сфере в России в конце XIX — начале XX вв. подводные работы производились главным образом Министерством путей сообщения. Именно оно впервые в России официально распространило на гражданских водолазов действие разработанных Военно-морским флотом «Правил по водолазному делу».

На снимке - подводные работы по разработке скальных грунтов на строительстве Забайкальской железной дороги. Даже сегодня это далеко не простая задача. Одновременно работают пять водолазных станций. Водолазы используют вентилируемое снаряжение Зибе—Гормана с подачей воздуха от ручных помп с кривошипно-шатунным приводом. К концу XIX в. это снаряжение уже серийно выпускалось в России.


© ЭКОС Г - Водолазные работы.